Едіный фонд Русинов "Зелено - Блакытна нація"

Заглавная Страница

Русские – Русины – Шведы

Задачи фонда

Проекты Фонда

О свастике и причинах её использования в символике фонда.

Азбука - Русина

Речи Великого Князя

Как помочь фонду?

Історичные личності Русынства

Исторические аргументы

Статьи фонда

Видео работы других людей как основа для сомнения в изначальном восприятии бытия

Видео работы фонда:

"Масоны"

Два фильма о Адольфе Гитлере:

"От художника до бога"

Часть 1. "Художник"

Часть 2. "Бог"

Русинам 35 000 лет.

Русский язык великая тайна происхождения.

Видео на ЮТУБЕ:

 

Проект книги

«Возрождение великой нации»

автор писатель историк Николай Блоха

 

Часть 3. Мир русинов.

Раздел 6 Потерянная нация.

36 глава «Конституция страны»

 

Меняя традиции народов, церковь не ломала устои одним махом, а для начала приводили к врасти своих сторонников, и лишь потом начинали более сильно обрабатывать население той или иной странны, создавая из вольных людей рабов и знать, тех, кто принял Христа.

С разницей в несколько веков пользуясь одной и той же конструкцией, или как более привычно нам, конституция.

Задача данного документа, и именно документа заключается в определении прав и обязанностей, согласно статусу проживающих на территории данной страны, а также определение статуса человека живущего на территории странны.

До нас дошли сведения только о пяти правдах:

Варварские правды(Варварские привелегии) (лат. leges barbarorum) – записи обычного права германских народов, составленные в 5 - 9 вв. Они играли роль судебников, то есть перечней штрафов и других наказаний за те или иные преступления. Латинское название этих памятников Lex («закон») с добавлением названия племени или народа (например, Lex Saxonum). На русском языке они по аналогии с «Русской правдой» называются «правдами».

Бава́рская пра́вда (привилегия) (лат. lex Baiuvariorum) – запись обычного права (имущественного, договорного, семейного, уголовного и т. п.), сложившегося в 7 – 8 веках у германского племени баваров, одна из так называемых Варварских правд.

Сали́ческий зако́н, или Сали́ческая пра́вда (привилегия) (лат. lex Salica) – правовой кодекс салических франков. Термин «салический закон» означает также правило престолонаследия, восходящее к одному из положений этого кодекса.

Рипуарская правда (Рипуарская привилегия) – одна из так называемых варварских правд, памятник обычного права рипуарских франков (одно из германских племен). Создавалась с 6 по 8 век и отражает древние судебные обычаи для установления истины – ордалии, судебный поединок и некоторые другие, архаический суд, а также королевское законодательство (в основном в период правления короля Дагоберта

(629—639), а также начавшееся имущественное расслоение, появление частной собственности на землю и установление зависимости крестьян, укрепление королевской власти и усиление позиций церкви.

Ру́сская Правда (др. рус.: Правда русьская (11 век, 1019-1054 годы) Правда Руськая (вторая половина 15 века) (здесь «правда» в значении лат. iustitia, греч. δικαίομα) — правовой кодекс Руси. Правда Ярослава основана на устном законе и обычном праве Руси.

Мы видим, что даже в кратком описании всех правд дошедших до нас явно просматривается организационная суть данных документов, пришедших на смену, раним формам организации государства в образе Княжеской республики, а именно речей. Но мы сможем рассмотреть только Русскую Правду в краткой редакции, которая нам расскажет о нравах до христианской Руси или просто Скифии, а после, изучая «Пространной редакции Русской правды» увидим в сравнении как изменилось отношения между людьми и их статус в обществе.

Русская правда (привилегия) (Краткая редакция)

1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого.

Если убитый - русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или Словении, то 40 гривен уплатить за него.

            Прочитав первую же статью правды, мы узнаём о не привычном для нас факте, о, узаконенной кровной мести, и даже поощрения её, хотя мы большей частью считали, что кровная месть это в традициях Горных Русинов, а более привычно для нас Грузины.

Так же мы видим, что представители народов проживающих в Скифии, имели единую ценность, то есть статус в обществе. 

2. Если кто будет избит до крови или до синяков, то ему не надо искать свидетеля, если же не будет на нем никаких следов (побоев), то пусть приведет свидетеля, а если он не может (привести свидетеля), то делу конец. Если (потерпевший) не может отомстить за себя, то пусть возьмет с виновного за обиду 3 гривны, и плату лекарю.

Вторая статья также предусматривает право на месть, но с одной стороны предоставляет защиту слабому, а с другой стороны даёт возможность мошенникам, на лже обвинении вымогать денежные средства.

3. Если кто кого-либо ударит палкой, жердью, ладонью, чашей, рогом или тылом оружия, платить 12 гривен. Если потерпевший не настигнет того (обидчика), то платить, и этим дело кончается.

4. Если ударить мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то 12 гривен за обиду.

Третья и четвёртая статьи говорят нам о недопустимости оскорбления действием, в традициях русинов на территории Скифии, и возможно всей Европы, а это уже меняет само восприятие древних народов как без культурных общин.

5. Если же ударит по руке, и отпадет рука, или отсохнет, то 40 гривен, а если (ударит по ноге), а нога останется цела, но начнет хромать, тоща, мстят дети (потерпевшего).

6. Если кто отсечет какой-либо палец, то платит 3 гривны за обиду.

7. А за усы 12 гривен, за бороду 12 гривен.

В пятой, шестой и седьмой статьях нам «Русская Правда» рассказывает о том, что потеря руки уравнивается с убийством, так как, человек без руки не сможет заработать и прокормить себя. В тоже время, если повредить ногу, но только частично за это мстят дети, а в случае полной потери ноги также приравнивается к смерти, поскольку потеря ноги в те времена вела к потере большого количества крови и как следствие к смерти. В тоже время потеря пальца приравнивалась к обычной обиде, тогда как обрить, или повредить усы, бороде оценивается на много дороже, а это говорит о мистическом значении усов и бороды мужчины.

8. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну.

В тоже время восьмая статья нам говорит о культе меча, что не позволял угрожать им, или демонстрировать силу и превосходство над другими ибо у него меч.

9. Если пихнет муж мужа от себя или к себе - 3 гривны, - если на суд приведет двух свидетелей. А если это будет варяг или колбяг, то вдет к присяге.

Интересно получается одна маленькая девятая статья меньше двух строк, рассказывает нам о том, что мир вокруг Киева делился на Русинов, Варяг и Колбяг, при этом к Русинам, как представителям местной традиции было больше доверия, нежели Варягам и Колбягам, они должны подтвердить свою искренность, а это обуславливается тем, что Варяги и Колбяги люди пришлые и в любой момент могут покинуть княжество, а сталобыть с ними могут войти в сговор. И именно поэтому была составлена десятая статья.

10. Если холоп бежит и скроется у варяга или у колбяга, а они его в течение трех дней не выведут, а обнаружат на третий день, то господину отобрать своего холопа, а 3 гривны за обиду.

11. Если кто поедет на чужом коне без спросу, то уплатить 3 гривны.

12. Если кто возьмёт чужого коня, оружие или одежду, а владелец опознает пропавшего в своей общине, то ему взять свое, а 3 гривны за обиду.

13. Если кто опознает у кого-либо (свою пропавшую вещь), то ее не берет, не говори ему - это мое, но скажи ему так: пойди на свод (место), где ты ее взял. Если тот не пойдет, то пусть представит поручителя в течение 5 дней.

Статьями одиннадцать и двенадцать, показывают нам о отношении к собственности, в пределах одной общины.

14. Если кто будет взыскивать с другого деньги, а, тот станет отказываться, то идти ему на суд 12 человек. И если он, обманывая, не отдавал, то истцу можно (взять) свои деньги, а за обиду 3 гривны.

15. Если кто, опознав холопа, захочет его взять, то господину холопа вести к тому, у кого холоп был куплен, а тот пусть ведет к другому продавцу, и когда дойдет до третьего, то скажи третьему: отдай мне своего холопа, а ты ищи своих денег при свидетеле.

Решении споров про взыскании денег и холопа, или попросту раба, как с помощью общины, так и прямого доказательства привилегии на собственность, в данном случае холопа. Но здесь нужно оговориться, четырнадцатая, пятнадцатая статьи, как и некоторые другие документа, что мы рассматриваем, открывает пути к мошенничеству. Тогда как шестнадцатая статья определяет ответственность господина холопа перед свободными людьми, и меру наказания холопа.

16. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот начнет его не выдавать, то холопа взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его.

17. А если кто сломает копье, щит или испортит одежду, и испортивший захочет удержать у себя, то взять с него деньгами; а если тот, кто испортил, начнет настаивать (на возвращении испорченной вещи), платить деньгами, сколько стоит вещь.

Краткая редакция в статье семнадцать определяет ответственность простых людей за поломку снаряжения и обмундирования дружинника (солдата) в процессе оказания сопротивления оным.

Ознакомившись с краткой редакцией написанной примерно в 1019 году и являвшейся основным документом до 1054 года, мы видим, что это инструмент для решения некоторых бытовых вопросов, имущественного и личностной безопасности. Также мы можем сказать, что большинство вопросов решались по старинке, а данный документ давал мнимую привилегию на возмещение обиды и ущерба.

Но созданная в 1019 году «Русская Приведения» устарела ко дню смерти Ярослава Мудрого и в период с 1068 по 1072 год трое сыновей Ярослава Мудрого: Изяслав, Святослав и Всеволод - разработали новое законодательство, которое вошло в историю под названием "Правда Ярославичей". Это законодательство существенно дополнило старую "Русскую правду", которая уже не отвечала требованиям развития общества. Право кровной мести уже не упоминалось. Кровную месть заменили штрафы. Новая "Правда" карала за нарушение имущественных прав и личной безопасности жителей. В новом законе была сделана попытка сохранить внутренний порядок в стране, защитить собственность состоятельных людей.

Дополнения в «Русскую Правду», были в писаны в краткую редакцию, с пояснением причин и участников составления её.

Правда, уставленная для Русской земли, когда собрались князья Изяслав, Всеволод, Святослав и мужи их Коснячко, Перенег, Никифор Киевлянин, Чудин, Микула.

18. Если убьют огнищанина (Огнищанин — представитель высшего служилого класса) умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен.

19. А если убьют огнищанина по-разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру платит та вервь, где найден убитый.

20. Если убьют огнищанина у клети, у коня, или у стада, или во время крахи коровы, то убить его, как пса; тот же закон и для тиуна.

21. А за княжеского тиуна 80 гривен, а за старшего конюха при стаде также 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.

22. За княжеского сельского старосту или за полевого старосту платить 12 гривен, а за княжеского рядовича 5 гривен.

23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен.

24. Если убита рабыня-кормилица или кормилец, то 12 гривен.

В дополнениях Ярославичей мы видим, начало расслоения общества, и ценность его в зависимости от занимаемой должности, иначе говоря, статусу при княжьем дворе. И как не странно, но сельский староста не на много дороже раба, а  за княжеского рядовича (ремесленника или торговца) уравняли со смердами и холопами, а это говорит о пренебрежении, что есть нарушение древних традиций.

25. А за княжеского коня, если тот с пятном, 3 гривны, а за коня смерда 2 гривны.

26. За кобылу 60 резан, за вола гривну, за корову 40 резан, за трехлетнюю корову 15 кун, за годовалую полгривны, за теленка 5 резан, за ягненка ногата, за барана ногата.

27. А если уведет чужого раба или рабыню, то он платит за обиду 12 гривен.

28. Если придет муж в крови или в синяках, то ему не надо искать свидетеля.

29. А то украдет коня или вола, или обкрадет клеть, если он был один, то он платит гривну и 30 резан; если же их было и 10, то каждый из них платит по 3 гривны и по 30 резан.

30. А за княжескую борть 3 гривны, если выжгут или разломают.

31. За истязание смерда, без княжеского повеления, за обиду 3 гривны.

32. А за огнищанина, тиуна или мечника 12 гривен.

33. А кто распашет полевую межу или испортит межевой знак, то за обиду 12 гривен.

34. А кто украдет ладью, то за ладью платить 30 резан (владельцу) и 60 резан продажи.

35. А за голубя и курицу 9 кун.

36. А за утку, гуся, журавля и за лебедя платить 30 резан, а 60 резан продажи.

37. А если украдут чужого пса, или ястреба, или сокола, то за обиду 3 гривны.

Так же мы видим, как много может рассказать прочтение законов уже прошедших времён, так мы узнаёт, что рубель изначально носил имя резан, а монета, которую мы называем копейка, называлась ногата.

Нога́та — единица древней кунной ценности. По Смоленской грамоте 1150 г., а также по хозяйственному инвентарю, приписанному к одному из списков Русской Правды, считается равной 1 1/2 кунам или резанам; по тому же инвентарю она составляла 1/20 часть гривны кун. Так как известные нам киевские гривенки тянут 35 – 38 золотников, то средний вес ногаты определяется в 175 долей или несколько более. Кроме Русской Правды ногата упоминается еще во многих русских, ливонских и прусских памятниках 13 - 14 вв.

38. Если убьют вора на своем дворе, или у клети, или у хлева, то тот убит, если же вора додержат до рассвета, то привести его на княжеский двор, а если его убьют, а люди видели вора связанным, то платить за него.

39. Если украдут сено, то платить 9 кун, а за дрова 9 кун.

40. Если украдут овцу, или козу, или свинью, а 10 воров одну овцу украли, пусть каждый уплатит по 60 резан продажи.

41. А тот, кто схватил вора, получает 10 резан, от 3 гривен мечнику 15 кун, (в Древней Руси мечник - дворцовый чин древних русских князей. Главная обязанность мечника была судебная; он должен был присутствовать, вместе с детским, при испытании железом и получал за это 5 кун.), за десятину 15 кун, а князю 3 гривны. А из 12 гривен поймавшему вора 70 кун, а в десятину 2 гривны, а князю 10 гривен.

Как не странно, но в «Русской Правде» от Ярославичей мы видим, что ими была предложена  система наказания и поощрения, при этом они вели систему благодарности князю способ обогащения княжьей козны. Такие действия могли привести к не оглашению как таковых случаев воровства, или убийству вора, поскольку найти и схватить вора, было дороже нежели его убить.

42. А вот вирный устав: вирнику взять на неделю 7 ведер солоду, также баpaна или полтуши мяса, или 2 ногаты, а в среду резану за три сыра, в пятницу так же; а хлеба и пшена, сколько смогут съесть, а кур по две на день. А 4 коня поставить и давать им корма сколько смогут съесть. А вирнику взять 60 гривен и 10 резан и 12 вевериц, а сперва гривну. А если случится пост - давать вирнику рыбу, и взять ему за рыбу 7 резан. Всех тех денег 15 кун за неделю, а муки давать, сколько смогут съесть, пока вирники соберут виры. Вот тебе устав Ярослава.

Устав Ярослава показывает нам заботу о служивых людях занятых в сборе податей, но более точно можно понять суть данной статьи, нужно обратится к определению, что такое покон вирный?

Покон вирный – закон, включенный в Краткую Правду (статья 42), по которому население обязано содержать вирника, приехавшего собирать виру (своеобразный налог, но не дань) на определенной территории. Каждый вирник получал большие порции мяса, птицы, солода, сыра, рыбы или мог взять определённую сумму деньгами. В то же время подчёркивалось, что хлеб, муку, пшено можно брать только на еду и корм коню, а не на продажу. Это прямое указание на то, что вирник не получает княжеского жалования. Покон вирный — своеобразный рудимент полюдья, только в более локальном масштабе, что впоследствии выльется в систему кормлений.

Также мы в Краткой Правде в статье 43 мы видим заботу о постройке мостов, что говорит о попытке налаживания путей сообщения, для большего контроля территорий.

43. А вот устав мостникам: если замостят мост, то брать за работу ногату, а от каждого устоя моста по ногате; если же ветхий мост починить несколькими досками, 3-мя, 4-мя или 5-ю, то также.

Ознакомившись с Краткой Правдой, мы можем понять, чем жила Скифия во времена Ярослава Мудрого и детей его, имеют разные идеи, положенные в основу данного документа, так при Ярославе был просто описанием древних традиций, тогда как «Правда Ярославичей» это уже больше экономический документ, поставленный на решение экономических вопросов, и ограничения свобод, вольных людей. Это мы видим в отмене кровной мести и повышении штрафов, если человек принадлежит к элите до 80 гривен, а это в разные периоды истории Киевской Традиции от 10 до 20 лет жалования дружинника, а в поздние периоды то и все 40 лет. Именно поэтому была предусмотрена отсрочка по данным платежам. Также мы видим наряду с расценками на возможную обиду или потерей в имуществе предусмотрена, награда мечнику и Князю, что иногда превышало суму штрафа, и пострадавшему ещё приходилось доплачивать.

О отношениях простых людей к правде Ярославичей говорит подпись, в которой сыновья ссылаются на отца, желая придать законности данным дополнениям «Вот тебе устав Ярослава». Одной из причин недовольства была отмена права на месть, и замена его на штраф, что позволяло уходить от наказания, если ты богат или знатен.

Краткая Русская Правда рассказала нам о социальном построении общества в Скифии, но также и показала, как из свободных людей начали делать рабов, показывает, как происходит навязывание новых традиций, но в контексте этого Пространная редакция Русской Правды возможно на много ярче опишет данный процесс.

Пространная редакция Русской Правды это ряд законов собранных и написанных уже после смерти Ярослава Мудрого, но от эго имени, и нам известных по Троицкому списку второй половины 15 в.. Данный документ уже на много больше похож на современную конституцию, но только намного шире, поскольку включает в себя как аналога уголовного, судового и гражданского кодекса.

 

Суд Ярослава Владимеричь, Правда Руськая.

 

И первое, что мы читаем это название, которое нам известно из списка конца 15 века, а это говорит о том, что «Правда Руськая» конца 15 века, это документ уже не раз переписан. А имя Ярослава Владимеричь используется для авторитета документа и обоснования его древности, что говорит о присутствии в народе русских людей привязанностям к традициям предков, а данный документ нарушал традиции предков. Именно поэтому Пространная редакция Русской Правда, для нас служит образцом унижения и деградации из свободного человека в безвольного послушного раба, с одной стороны церковь пыталась свободное мировоззрение на рабскую религию, с другой стороны власть уничтожает свободу. И если у церкви это библия, то у царей это «Правда Руськая» - в дословном переводе Русская Привилегии, и читая Пространную редакцию Русской Правды, мы увидим какие привилегии и кому, данный документ даёт.

1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или двоюродный брат, или племянник; если не будет никто мстить, то 80 гривен за убитого, если будет княжеский муж или княжеский управитель; если будет русин, или гридь, или купец, или боярский управитель, или мечник, или изгой, или словенин, то 40 гривен за убитого.

2. После смерти Ярослава еще раз собрались сыновья его Изяслав, Святослав и Всеволод и их мужи Коснячко, Перенег, Никифор и заменили кровную месть денежным штрафом; а все остальное сыновья его установили, как судил Ярослав.

О убийстве

3. Аже кто убиеть княжа мужа в разбои, а головника не ищуть, то виревную платити, в чьей же верви голова лежить, то 80 гривен; паки ли людин, то 40 гривень.

Княж муж - княжеский слуга, дружинник, феодал.

Головник - убийца.

Виревная (от слова вира) - денежная пеня в пользу князя за убийство свободного человека.

Вервь - соседская территориальная община: производное от слова "веревка", с помощью которой отмеряли участки пахотной земли в пользование членам верви. Людин - простолюдин, простой свободный сельчанин или горожанин.

Перевод. 3. Если кто убьет княжеского мужа, как разбойник, а (члены верви) убийцу не ищут, то виру за него в размере 80 гривен платить той верви, на земле которой будет обнаружен убитый; в случае убийства людина платать виру (князю) в 40 гривен.

Наряду с "продажами" (см. ниже) виры были примитивной формой "налога" в пользу "публичной власти" князей. За убийство княжеских мужей назначается двойная вира. Расправа с ними и нежелание членов верви выдать своего общинника-убийцу феодалу говорит об обострении классовой борьбы в Киевской Руси.

4. Которая ли вервь начнеть платити дикую веру, колико леть заплатить ту виру, зане же безъ головника имь платити. Будеть ли головникъ ихъ въ верви, то зань к нимь прикладываеть, того же деля имъ помагати головнику, любо си дикую веру; но оплати имъ во обчи 40 гривень, а головничьство самому головнику; а въ 40 гривень ему заплатити ис дружины свою часть. Но оже будеть убилъ или въ сваде или в пиру явлено, то тако ему платити по верви ныне, иже ся прикладывають вирою.

Дикая вира - общая, уплачиваемая коллективно; от слов "дикий" или "дивий" в смысле "общий, никому не принадлежащий".

Свада - ссора, столкновение, драка, вражда.

Перевод. 4. Если вервь начнет платить дикую виру (когда убийца не обнаружен), то ей предоставляется рассрочка на несколько лет, потому что им (членам верви) приходится расплачиваться без убийцы. Но если убийца находится в верви, то она должна помочь ему, так как он вкладывает свою долю в дикую виру. Но платить им (членам верви) общими силами только 40 гривен, а головничество платить самому убийце, внося свою часть и в уплачиваемые вервью 40 гривен. Но так платить по верви, если в ней вкладываются в (общую) виру, в тех случаях, когда виновный убил (человека) в ссоре (драке) или открыто в пиру.

Дикая вира платилась вервью в случаях:

а) когда убийца не найден или община не захотела его выдать;

б) непреднамеренного убийства в драке, на пиру.

Обычай свидетельствует, с одной стороны, о еще прочных связях внутри верви между ее членами, защищающими себя складчиной на непредвиденные случаи, грозящие верви разорением (на 80 гривен можно было купить 40 лошадей - это огромная сумма, см. ниже). С другой стороны, статья говорит об имущественном расслоении внутри верви, ведении ее членами собственного хозяйства, дающего средства для "прикладывания" к дикой вире.

Оже станеть без вины на разбои

5. Будеть ли сталь на разбои безъ всякая свады, то за разбойника люди не платять, но выдадять и всего съ женою и с детми на потокъ и на разрабление.

Разбой без свады - предумышленное убийство с захватом чужого имущества. Поток (от поточити, заточити) - арест, ссыпка.

Перевод. 5. Если кто станет на разбой без повода. Кто же стал на разбой без свады, убил человека умышленно, по-разбойничьи, то люди за него не платят, но должны выдать его с женой и детьми на поток и на разграбление.

Люди (ср. в ст. 3 "людин") - члены верви - не отвечают материально за предумышленное убийство, но обязаны выдать убийцу с женой и детьми под арест с конфискацией всего имущества. Жестокость кары, распространявшейся не только на самого преступника, но и на членов его семьи, объясняется тем, что с участвовавших в разбое "людей" князь переставал получать доход.

6. Аже кто не вложиться в дикую веру, тому людье не помогають, но самъ платить.

Перевод. 6. Если кто (из членов верви) не внесет свою долю в дикую виру, тому люди не должны помогать, но он сам платит.

Другое свидетельство имущественного расслоения внутри верви: не "вкладывались" в дикую виру либо люди состоятельные, либо неимущие. Но здесь видна и кара уклоняющемуся от взноса в интересах обеспечения княжеских доходов.

Ознакомившись с статьями (списками) о убийстве и мы видим, что убийство могло привести к разорению того или иного человека, или рода, приводя его в рабство, таким образом привилегия на убийство переходила князю, а значит приносит доход. А для князей главным был доход, об этом нам говорит 5 списку; на разбои безъ всякая свады, то за разбойника люди не платять, читая эти слова можно понять, что во временны княжеской власти, пресекался не санкционированный разбой, что не приносил дохода князю. Таким образом, если разбойник по современным понятиям вносил дань в княжий общак то мог спокойно продолжать своё дело.

7. А се покони вирнии были при Ярославе: вирнику взята 7 ведерь солоду на неделю, же овень, любо полоть, любо 2 ногате; а в середу куна же сырь, а в пятницю тако же; а курь по двою ему на день; а хлебовь 7 на неделю; а пшена 7 уборковь, а гороху 7 уборковь, а соли 7 голважень; то то вирнику со отро-комь; а кони 4, конемь на роть сути овесь; вирнику 8 гривень, а 10 кунь перекладная, а метелнику 12 векшии, а съсадная гривна. Аже будеть вира во 80 гривень; то вирнику 16 гривень и 10 кунь и 12 векши, а переди съсадная гривна, а за голову 3 гривны.

Покон вирный - правила, устав для сборщика вир и других поборов в пользу князя. Солод - проросшее зерно, засушенное и смолотое, для изготовления пива или кваса. Солодкий - сладкий, вкусный, В этом тексте - уже готовый напиток в ведрах. Овен - баран.

Полоть - туша мяса, говядины или свинины. Уборок, голважень - меры сыпучих тел; объем их не известен.

Метельник ("мятельник" - от одежды в виде мантии - "мятля") - княжеский дружинник, сопровождавший вирника.

Векша - белка, беличий мех; мелкая денежная единица.

Перекладная, ссадная - деныи, уплачиваемые вирнику при въезде и выезде с территории общины.

Отрок - княжеский дружинник.

Куна - денежная единица и основа денежной системы древней Руси. Название происходит от слова "куница", шкурки которой одно время служили на Руси денежной единицей.

Ногата - денежная единица, 1/20 гривны.

Перевод. 7. Таков устав вирнику князя Ярослава: вирник (находясь на территории общины) имеет право взять 7 ведер солоду на неделю, барана или тушу говядины, или (вместо них) 2 ногаты деньгами, а по средам и пятницам куну денег и сыр; кур ему брать по две на день, хлебов 7 на неделю, а пшена и гороха по 7 уборков, а соли 7 голважен - все это ему вместе с отроком; поставить ему 4 коня, а кормить их овсом (досыта); (при вире в 40 гривен) вирник берет себе 8 гривен и 10 кун перекладной (пошлины), а метельник 12 векш, при выезде гривну, а если будет взиматься вира в 80 гривен, то вирник получает 16 гривен 10 кун и 12 векш, а при выезде гривну, за каждого убитого 3 гривны.

Вместе с судебными пошлинами княжеская власть узурпирует древние судебные права свободных общинников и вводит княжеский суд. Вирник и сопровождавший его отрок (или отроки) творит в общине суд и расправу и взимает в пользу князя виры и продажи (по делам, не связанным с убийством), получая часть денег и в свою пользу. Кроме того, община обязана по закону содержать вирника и отрока, кормить их и их лошадей. Такие наезды становятся регулярными и свидетельствуют об усилении княжеской власти и суда.

О княжи муже

9. Аже въ княжи отроци, или в конюсе, или в поваре, то 40 гривень.

Перевод. 9. За убийство княжеских отрока, конюха или повара платить 40 гривен.

10. А за тивунь за огнищныи, и за конюший, то 80 гривень.

Тиун - княжеский или боярский приказчик, управитель; тиун опиацный и домоправитель (от огаище - очаг, дом): тиун конюший - княжеский муж, управлявший табунами и конюшнями князя.

Перевод. 10. За убийство тиуна огнищного или конюшего платить 80 гривен.

11. А в сельскомь тивуне княже или в ратаинемь, то 12 гривень. А за рядовича 5 гривень. Тако же и за боярескъ.

Сельский (или посольский) тиун ведал княжескими (и боярскими) селами и всеми сельскохозяйственными угодьями феодала; ратайный тиун (от слова ратай - пахарь) ицо, ведавшее пахотными работами.

Рядович (от ряд - договор) - человек, отдавшийся в кабалу по договору с феодалом. Перевод. II. А за сельского или пахотного тиуна платить 12 гривен. А за рядовича 5 гривен. Также и за боярских.

12. А за ремественика и за ремественицю, то 12 гривень.

Ремесленники работают в усадьбе феодала как зависимые люди: жизнь их оценивается выше, чем цена рядовича или "смердьего холопа" (см. ст. 13), не обладающих искусством того или иного ремесла, но ниже, чем жизнь свободного общинника ("людина").

13. А за смердии холопь 5 гривень, а за робу 6 гривень.

Смердий холоп - выполняющий в отличие от ремесленников или лиц, служивших феодалу тиунами или кормильцами (см. ст. 14), простую работу, подобно общинникам-смердам.

Роба - женщина-служанка, находившаяся в том же положении, что и мужчина-холоп.

Перевод. 13. А за смердьего холопа платить 5 гривен, а за робу 6 гривен. Роба стоит больше, поскольку дает феодалу "приплод". Такой же "урок" за холопа 5 гривен, а за робу б 1ривен назначала ст. 106.

14. А за кормилця 12, тако же и за корми(ли)цю, хотя си буди холопь, хотя си роба.

Кормилец - дядька-воспитатель.

Перевод. 14. А за кормильца и кормилицу платить по 12 гривен, хотя тот холоп и та роба.

Статьи 9-14 ярко характеризуют уже сложившееся ко времени Ярослава Мудрого (первая половина 11 в.) феодальное хозяйство князей и бояр с его управителями, старостами, зависимыми людьми, работающими на феодала.

17. Искавше ли послуха не налезуть, а истьця начнеть головою клепати, то имъ правду железо. Тако же и во всех тяжахъ, в татбе и в поклепе; оже ли не будеть лиця, то тогда дати ему железо из неволи до полугривны золота; аже ли мне то на воду, оли то до дву гривень; аже мене, то роте ему ити по свое куны.

Истец - в древних законах так называли и истца (обвинителя) и ответчика; в данной статье истец как раз ответчик. Головою клепати - обвинять в убийстве; поклеп - обвинение по подозрению.

Железо, вода - так называемые "ордалии", "божьи суды", к которым прибегали при отсутствии явных доказательств в пользу обоих тяжущихся, и, по представлениям людей того времени, их должен был рассудить бог.

Орда́лии – в широком смысле то же, что и «Божий суд»; в узком – суд путём испытания огнём и водой. Ордалии считаются одним из видов архаического права.

При испытании водой нужно было достать кольцо из кипятка, прыгнуть в реку с быстрым течением, испытуемого опускали в холодную воду связанным и т.п.

Испытание огнём состояло в том, что испытуемый должен был держать руки на огне, проходить через горящий костёр, держать руками раскалённое железо.

Выдержавший эти испытания признавался оправданным, не выдержавший – виновным. На Руси утонувший в реке считался оправданным – Бог его забрал в лучший мир, он раньше попал на небо.

Ордалии имели распространение у многих народов, встречались и в период Высокого Средневековья.

Татьба - воровство, тать - вор. Лицо - поличное.

Перевод. 17. Если ответчика обвиняют в убийстве, а свидетелей тяжущиеся не найдут, то подвергнуть их испытанию (раскаленным) железом. Так поступать и во всех тяжбах, в воровстве (или в другом) обвинении; если (обвинитель) не предъявит поличного, а сумма иска составляет до полугривны золотом, то подвергнуть его испытанию железом в неволю; если же сумма иска меньше, до двух гривен (серебра), то подвергнуть его испытанию водой; если же иск еще меньше, то пусть он для получения своих денег принесет клятву.

В классовом обществе "божьи суды" представляли собой форму княжеского суда: в Киевском государстве они производились в присутствии княжеских судий, взимавших в пользу князя особую судебную пошлину - "железное", в 15 – 16 вв. - боярина и дьяка, взимавших с тяжущихся "полевые пошлины".

Изучение часть статей «Русской Правды», а именно ту часть, что имеет название «Суд Ярослава Владимеричь» мы могли себя, а как наказывали людей в то время, и лишь в 17 списке мы видим, что ожидало человека, в случае если его словам есть свидетель, и если нет свидетеля. Данная статья нам показывает, что если кому либо, кто-то что-то должен, то чтобы забрать своё при наличии свидетелей, или пройдя «божий суд», что не позволяло многим пытаться забрать своё, пройдя через муки, в ущерб здоровью, сваренные и опаленные руки и ноги. Тогда как разбойника, «божий суд» мог убить и оправдать, или признать виновным и отправить на каторгу, где человек гинул, от непосильной работы или голода.

Схема решения вопросов «божиим судом» была не естественна для Скифии, поскольку Русины знали и пользовались такой формою "божьего суда", как состязание мечами: кто одержит верх над своим противником, в пользу того решается спор.

В тоже время появление нового понятия о «божьем суде», есть религиозного противостояния между староверами представителями «Вселенского православия» и «Правоверной церкви», причиной которого было параллельное существование двух культу, на большей части государств после распада Киевской Руси. Культура «Вселенского православия» была утеснена и ассимилирована в христианство в 7208 год, а это год церковной реформы 1700 года в России.

Таким образом, документ «Русская Правда», находясь между двух традиций, в результате чего «Русская правда» должна была быть написано с учётом старых и новых насаживаемых традиций, одной из которых, есть, не убий. Отсутствие наказать виновного приводит к поиску ответа на вопрос: как это сделать? – церковь это право определяла за царём, как наместником бога. Но в тоже время во Вселенском православии князь не мог решать некоторые вопросы, для этого был Суд Богов. Так новая традиция требовала, единовластного права (или привилегии) на смерть для власти, то есть только княжеская власть в лице мечника и князя, имела право на убийство, это вступало в противоречия со старой традицией. Как следствие мог возникнуть бунт, и именно для предотвращения возможного бунта был предложен «божий суд», в результате которого в зависимости от выбранного испытания человек умирал, что позволяло убивать не угодных, признавая их невинными посмертно, иначе говоря, это было убийство руками бога. Как следствие староверы видели уважение их традиций, а церковь и князья имели полную свободу и произвол.

"Уставь Володимерь Всеволодича"

В результате восстания 1113 года по приглашению киевского боярства престол занял Владимир Мономах, который издал «Устав Володимерь Всеволодовича», облегчивший положение низов.

48. Володимерь Всеволодичь, по Святополце, созва дружину свою на Берестовемь: Ратибора Киевьского тысячьского, Прокопью Белогородьского тысячьского, Станислава Переяславльского тысячьского, Нажира, Мирослава, Иванка Чюдиновича Олгова мужа, и уставили до третьего реза, оже емлеть в треть куны; аже кто возметь два реза, то то ему исто; паки ли возметь три резы, то иста ему не взята.

Берестово - княжеское село под Киевом (известно с 10 в.), летняя резиденция и усыпальница киевских князей.

Тысячьский (тысяцкий) - княжеский воевода, предводитель городского ополчения ("тысящи"), ведавший в мирное время делами городского управления.

Исто - основная сумма долга ростовщику.

Перевод. 48. (Князь) Владимир Всеволодович (Мономах), после смерти (князя) Святополка, созвал дружину свою в Берестове: Ратибора Киевского тысяцкого, Прокопья Белгородского тысяцкого, Станислава Переяславского тысяцкого, Нажира, Мирослава, Ивана Чюдиновича боярина (мужа) Олегова (князя черниговского Олега Святославича), и постановили - брать проценты только до третьего платежа, если заимодавец берет деньги "в треть"; если кто возьмет с должника два реза (две части), то может взыскать и основную сумму долга; а кто возьмет три реза, тот не должен требовать возвращения основной суммы долга.

Таким образом, если ростовщик дал взаймы 10 гривен, то один "третный рез" равен 3 - 4 гривнам. Взяв с должника "два реза" – 6 - 8 гривен, кредитор имел право взыскать и основную сумму долга - 10 гривен. Взыскав с должника "три реза" (3+3+3, 4+4+4 или в смешенной комбинации 3+3+4, 4+4+3), ростовщик терял право на взыскание основной суммы долга.

49. Аже кто емлеть по 10 кунь от лета на гривну, то того не отметати.

Лето - год.

Перевод. 49. Если же (ростовщик) взимает (с должника) по 10 кун за год с гривны, то это не запрещается.

Считая в гривне 10 кун = 4% годовых.

Такие проценты разрешалось брать (в отличие от "третных") без ограничения срока. К постановлениям Владимира Мономаха и его бояр о резах относятся ст. 47-49, отменявшие правило ст. 46, которая отдавала должника в полную волю ростовщика (как договорились, так и плати). Однако законы Мономаха лишь ретулировали размеры и процедуру взыскания процеитов, основываясь на обычной практике взыскания весьма высоких процентов.

Аже закупь бежит

Стоит остановиться, на статьях 48 – 49, что нам рассказывают о экономическом состояния жителей «Киевской Руси»  в 1113 год.

Расслоение общества, в новообразованного государства, не будем забывать, что официальная история начата в 860 году. Подати и любовь к роскоши, привитая новой традицией, привела к обнищанию, поскольку статьи закона «Правда Руськая» позволяли мошенническим путём вгонять людей в долги и рабство, сначала в закупы, а после и в холопы с договором или без…

52. Аже закупь бежить от господы, то обель; вдеть ли искать кунь, а явлено ходить, или ко князю или к судиям бежить обвды деля своего господина, то про то не робять его, но дати ему правду. (...)

Закуп - смерд, находящийся в феодальной зависимости от господина за ссуду. Обель - полный холоп. Робят - превращают в холопа. Дата правду - дать суд.

Перевод. 52. Если закуп убежит от господина (не расплатившись с ним за ссуду), то становится полным холопом; если же он пойдет искать денег с разрешения господина или побежит к князю и его судьям с жалобой на обиду со стороны своего господина, то за это его нельзя делать холопом, но следует дать ему суд.

По церковному закону "Правосудие митрополичье", "закупный наймит", не пожелавший оставаться у господина и обратившийся в суд, мог получить свободу, возвратив феодалу "вьдвое задаток", что было равносильно на практике полной невозможности порвать с господином, так как тот определял и размеры своего "задатка" закупу (см.: Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. М. 1976. С. 210).

О закупе

За́купы — категория зависимого населения на Руси. В Древнерусском государстве свободные смерды, заключившие с феодалом особый договор (ряд), становились рядовичами, которые делились на вдачей и закупов. Если рядович брал взаймы ссуду (купу), то на период отработки этой ссуды (деньгами, скотом, семенами) он селился на земле феодала со своим инвентарем и становился закупом или ролейным закупом (ролья - пашня).

57. Аже закупь выведеть что, то господинь в нем; но оже кде и налезуть, то преди заплатить господинь его конь или что будеть ино взял-ь, ему холопь обелныи; и паки ли господинь не хотети пачнеть платити за нь, а продасть и, отдасть же переди или за конь, или за воль или за товарь, что будеть чюжего взяль, а прокъ ему самому взята себе. (...)

Выведеть - украдет.

Господин в нем - может поступить с закупом-вором по своей воле.

Перевод. 57. Если закуп украдет что-либо, господин может поступить с ним по своей воле: либо, после того как закупа поймают, заплатит (потерпевшему) за коня ими иное (имущество), украденное закупом, и превращает его в своего холопа; либо, если господин не захочет расплачиваться за закупа, то пусть продаст его, и отдав сначала потерпевшему за украденного коня или вола или за товар, остаток берет себе.

В любом случае закуп становился холопом, так же как при побеге от господина (ст. 52).

Так для того чтобы сделать человека рабом достаточно было обвинить его в воровстве, или не возврате долга, приведя на суд свидетеля, независимо истину говорит или нет, согласно 17 статье.

С другой стороны множество людей стало холопами в результате, действия статей 4 – 9 «О княжи муже», также статей 65, 69, 71, 72, как следствие наложенные штрафы, заставляли брать в долг, идти в закупы, а после недолог путь к холопству статья 52, 57.

Одной из причин обнищания стали неподъёмные проценты, которые и отрегулировал «Устав Володимерь Всеволодича» 48 и 49 статьях.

О послушьстве

59. А послушьства на холопа не складають, но оже не будеть свободного, то по нужи сложити на боярьска тивуна, а на инех не складывати. А в мале тяже по нужи възложити на закупа.

Тяжа - тяжба. По нухи - по нужде.

Перевод. 59. О свидетельстве (на суде). Холоп не может быть свидетелем на суде, но если не будет свободного (свидетеля), то в крайнем случае можно положиться на свидетельство боярского тиуна, но не других (холопов). А в малых тяжбах по нужде (при отсутствии свободных свидетелей) свидетелем может быть закуп.

Речь идет о сельском или ратайном тиунах бояр и князей, поступивших к ним в холоди "без ряду" (ст. 104), жизнь которых оценивалась в 12 гривен (ст. 2). Свидетельство тиунов принималось во внимание лишь при отсутствии свободных свидетелей, потому что они занимали в хозяйстве бояр более высокое положение, чем рядовые холопы.

65. Аже межю перетнеть бортьную, или ролеиную разореть, или дворную тыномь перегородить межю, то 12 гривень продажи.

Межа - граница владений, полоса между участками пахотной земли. Тын - забор, изгородь.

Перевод. 65. Если кто испортит бортную, пли перепишет пахотную, или перегородит тыном дворную межу, должен заплатить 12 гривен продажи (князю).

69. Аже пчелы выдереть, то 3 гривны продаже, а за мед, аже будеть пчелы не лажены, то 10 кунь; будеть ли олекъ, то 5 кунь.

Не лажены - улей с сотами и пчелами цел. Олек - самая голова улья, или почин сотов.

Перевод. 69. Если кто вытащит (похитит) пчел (из улья), должен заплатить 3 гривны продажи (князю), а за мед (владельцу улья), если (при воровстве) все соты были целы, - 10 кун, а если взят только олек, то 5 кун.

Бортные ухожаи в лесах или пасеки с ульями принадлежали князьям и другим феодалам в числе наиболее ценных угодий. Воск и мед были одними из самых дорогих товаров, вывозимых из Руси.

О смерде

71. Аже смердь мучить смерда без княжа слова, то 3 гривны продажи, а за муку гривна кунь.

Мука - пытка, истязание, избиение.

Перевод. 71. Если смерд подвергнет муке смерда без княжеского суда, то заплатит 3 гривны продажи (князю) и потерпевшему за муку гривну денег.

72. Аже огнищанина мучить, то 12 гривень продаже, а за муку гривна.

Перевод. 72. За истязание же огнищанина платить 12 гривен продажи и гривну (потерпевшему) за муку.

Равная плата "за муку" смерду и огнищанину (княжескому слуге) назначена потому, что имеется в виду слуга-холоп, за убийство которого взималось 12 гривен (ст. 2), в то время как за убийство тиуна огнищного или конюшего взимали двойную виру - 80 гривен (ст. 10).

О гумне

Гумно́ — огороженный участок земли в крестьянском хозяйстве, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зёрен хлеба. В гумне может стоять деревянное сооружение, называемое рига или овин, в котором сушатся снопы сена и молотится зерно. Также для молотьбы зёрен может быть возведён отдельный деревянный сарай, называемый клуня. Иногда под гумном понимают одно большое деревянное сооружение, построенное для вышеперечисленных целей. В больших хозяйствах для надсмотра за гумном назначается человек, называемый гуменщиком или гуменным.

79. Axe зажгуть гумно, то на потокъ, на грабежь домь его, переди пагубу исплатившю, а вь проце князю поточити и; тако же, аже кто дворь зажьжеть.

Пагуба - гибель, убыток.

Перевод. 79. Если сожгут гумно, то дом виновного отдать на поток и на грабеж, взыскав сначала убытки, а за остаток (невзысканного) князю заточить его; так поступать и с теми, кто двор подожжет.

80. А кто пакощами конь порежеть или скотину, продаже 12 гривень, а пагубу господину урокъ платити.

Пакощами - здесь: с умыслом, преднамеренно.

Перевод. 80. А кто преднамеренно порежет коня или (другую) скотину, заплатит 12 гривен продажи и возместит убытки господину (владельцу) погубленного.

Преднамеренность и характер действий (поджог тумна, двора, уничтожение скота) раскрывают их социальную подоплеку - протест против усиливавшегося феодального гнета.

Аже умреть смердъ

85. Аже смердъ умреть, то заднивдо князю; аже будуть дщери у него дома, то даяти часть на не; аже будуть за мужем, то не даяти части им.

Задница - наследство, имущество, оставшееся после смерти человека.

Перевод. 85. Если смерд умрет (не оставив сыновей), то задница вдет князю; если после него останутся незамужние дочери, то выделить (часть имущества) им; если же дочери замужние, то им не давать части наследства.

О заднице боярьстеи и о дружьнеи

86. Аже в боярехъ любо в дружине, то за князя задниця не вдеть, но оже не будеть сыновъ, а дчери возмуть.

Перевод. 86. Если умрет боярин или дружинник, то их имущество не вдет князю, но если у них не будет сыновей, то наследство получат их дочери.

Владельческие права смерда (и даже в известной степени закупа) ограждались законом в интересах всего класса феодалов и князя как носителе публичной власти.

О холопьстве

102. Холопьство обелное трое: оже кто хотя купить до полу гривны, а послухи поставить, а ногату дасть перед самемь холопомь.

Перевод. 102. Холопство обельное троякого вида: если кто купит (поступающего в холопы) до полгривны в присутствии свидетелей (сделки) и ногату (княжескому судье) заплатит перед самим холопом.

103. А второе холопьство: поиметь робу без ряду, поиметь ли с рядомь, то како ся будеть рядилъ, на том же стоить.

Перевод. 103. А второе холопство: кто женится на рабе без договора (с ее владельцем), а если с договором (рядом), то как договорились, так и будет.

104. А се третьее холопьство: тивуньство без ряду или привяжеть ключь к сэбе без ряду, с рядомь ли, то како ся будеть рядиль, на том же стоить. Привяжет ключ - поступит в слуги (ключники).

Перевод. 104. А вот третье холопство: кто поступит в тиуны или в ключники (господина) без договора с ним, если же с договором, на том и стоять.

105. А въ даче не холопъ, ни по хлебе роботять, ни по придатъце, но оже не доходять года, то ворочати ему милость; отходить ли, то не виновать есть.

Дача - здесь: ссуда хлебом, семенами, инвентарем или скотом вместе с придатком составляла милость.

Перевод. 105. А за ссуду хлебом с любым придатком человек не становится холопом, но если он не отработает долга (в течение условленного срока), то обязан возвратить полученное; если же отработает, то ничем больше не обязан.

Здесь речь идет о работе на заимодавца-феодала в течение обусловленного срока, которая как бы заменяла проценты по денежному долгу.

Статьи 102-104 о холопах в отличие от ст. 52 и 57, где говорится о насильной продаже в холопы беглого закупа или закупа-вора, перечисляют законные основания и процедуру "добровольного" поступления в холопы разорившихся смердов или горожан, толкаемых на этот шаг крайней чуждой, угрозой голодной смерти человека и его семьи. Русская Правда назначала цену "за холопа 5 гривен, а за робу 6 гривен" (ст. 13, 106). Цена же раба-пленного, считавшегося на Руси, как и в других странах в ту эпоху, военной добычей, законом не регламентировалась, а устанавливалась по соглашению продавца и покупателя. Рабов-пленных не только продавали, но и дарили. В 955 г. князь Игорь, "утвердив мир с греки", отпустил византийских послов и одарил их "скорою и челядью и воском". Виновный в убийстве чужого холопа не нес уголовной ответственности, а возмещал лишь господину его стоимость (5 гривен за рядового, 12 гривен за ремесленного и т. д.). Убийство господином собственного холопа не считалось преступлением. В то же время пути, которыми человек попадал в рабство, особенно случаи самопродажи разорившегося человека, способы эксплуатации отличают холопов от патриархальных рабов - "челядинов" - прежнего времени, массу которых составляли военнопленные ("ополонишася челядью"), и отражают более высокую ступень имущественного и социального неравенства. Теперь холоп не чужеземец, а "свой", славянский общинник, горожанин или сельчанин, вынужденный материальными обстоятельствами идти в кабалу к богатому феодалу или купцу, чтобы спасти себя и свою семью от гибели. Жестокая эксплуатация, бесправное положение были причиной побегов холопов от своих господ.

Наследие новой традиции ми встречаем и в сегодняшнем дне, так слово холоп и в данный момент используется на территориях «Киевской Руси», так привычное слово хлопец, есть транскрипцией слова холоп, из которого в процессе упрощения произношения вызванного разними разговорными культурами, что более привычно назвать диалектами, в последующей истории территории. А именно образования Речи Посполитой, как следствие упрощение произношения к более простому произношению польско-язычного населения, а именно слово холоп было из первого слога удалена буква «о» холоп – хлоп, таким образом, слово хлоп – означает раб из местного населения. Тогда как значение слова хлопец – этот раб, так как слово хлопцы – означает вот эти рабы. Об этом говорит история образования большинства слов в так называемом Украинской мове, согласно которого большинство слов образованно слиянием двух слов, на пример; прізвищепризви ще, что на современном русакам языке звучит как призови ещё, так и слово хлопцы есть написание двух слов вместе хлоп ці – что имеет значение хлопи эти, раби ці – рабы эти, таким образом слово хлопец имеет значение раб этот, но более полное изучение этого вопроса нам показывает, что слово хлопец состоит из корня «хлоп» и окончания «ец» – что имеет значение принадлежность, к сословию или профессии, например кузнец, кузня и ец, что имеет значение работник из кузни, жнец работник в поле. Таким образом, слово хлопец имеет значение принадлежности к сословию рабов, холуёв.

Холу́й — устаревшее название лакея, прислужника. В переносном смысле имеет резкий негативный оттенок.

Подводя итог изучению части «Правды Русской», что стала основой государства и ли более привычно для нас конституция «Киевской Руси», мы увидели, как при помощи законов из свободных людей сделали рабов, на протяжении веков стирая старые традиции. Фактический «Правда (Привилегия) Русская», заложила основы государства на основе алчности, придав состоятельным людям привилегии которые зависели от толщены его кармана. В тоже время законы позволяли контролировать неугодных, и превращать их в холопов, таким образом, выстраивался, преграда для обогащения людей без власти, и как следствие разделение общества. Так на территории «Киевской Руси» Византия поощряла алчность, для большего контроля мужей, что за деньги могли пойти на любые дела, а церковь, учила народ, что алчность это грех. В результате чего алчная верхушка страны была, подконтрольна и легко управлялась, в тоже время церковь управляла разумом народа, и говорила о правильности такого положения вещей.

Здесь законно возникает вопрос: а что законы действовали на территории Скифии до «Правды Русской»? – до данного документа на территории Скифии в основном распространение законов было устным, и имело название речь, а именно после собрания, то есть Вече, оглашалась речь, что подытоживала решение Вече или другого собрания, а после оглашалась как принятое решение, или, о чём договорились. Таким образом, в Скифии до христианского периода, и также на территории Европы, основным законом была «Русская Речь» - что в дословном переводе на сегодняшний день Договор Русинов в (с) Киева. Но нужно сразу оговорится «Русская Речь» данное написание есть не верным, но нам более привычным, тогда как правильнее написать «Русский Речь». И если рассматривать какие задачи решали данный документ, то это в основном объединение родов, и общин, и отношения между ними. Наряду с «Русский Речь», существовала «Великая Речь» и «Малая речь».

Великая Речь – Единый устный договор, что объединял народы Европы и Азии в единое государство Скифия, позволял решать меж родовые вопросы.

Малая Речь – Внутри родовой устный договор, что определяет отношения в родовой общине, и нам более известен как семейные традиции.

Русский Речь – Устный договор представителей родов Европы и Азии в городе Кий граде, (Куяба, Археймар, Данпарстадом, Манкерман и Самватас, ну и Киев), для решения текущих меж общинных вопросов.

Археймар (Árheimar) — столица единого готского государства (Ойума), упомянутая в саге о Хервёр. Стояла на Днепре. В переводе с древнеисландского название означает «речной дом».

В эпосе континентальных германцев столица готов называется просто «городом на Днепре» — Данпарстадом (Danparstad, Danparstadt)

Манкерман – У восточных авторов, а также у некоторых европейских и еврейских писателей Киев назывался Манкерман.

Самватас – Византийский император Константин Багрянородный, писавший в середины 10 века, отмечал, что у Киева существовало второе название – Самватас. Вероятно, оно было либо древним названием города, либо его обозначением в не славянской среде. Слово, возможно, происходит из хазарского языка и в этом случае может означать «верхние укрепления»

Общее у Речей было то, что Речи были построены на традициях того или иного рода, как следствие имели много общего, как следствие были гарантами целостности Скифской державы, и только после появления Римской Империи, и проникновение другой культуры, а в последствии и враждебные действия христиан, привели к частичному откалыванию от традиций родов и земель их проживания.

Как следствие появления в Европе документов по типу «Правды Русской», привело к развитию государства на основе любви к роскоши и погоне за богатством, и как следствие полной деградации общества и построения мира, без традиций предков, построчного с одной стороны на рабстве, с другой стороны на вседозволенности элиты. Как следствие на данный момент, если ты не имеешь денег и не имеешь связей, то тебе суждено существовать рабом…

Проект книги «Возрождение великой нации» автор писатель историк Николай Блоха

Оглавление

Вступление.

Часть 1. Официальная история.
Раздел 1. Киевская Русь.
Глава 1 – Общеизвестные сведения о государстве Русь.

Глава 2 – Образование Киевской Руси

Глава 3. – Характеристика государства в 9 - 10 вв.

Глава 4 – Крещение Руси.

Глава 5. – Изменения в государственном управлении в конце 9 – начале 12 вв.

Глава 6. – Распад Киевской Руси.

Глава 7.  – Характер государственности русских земель

Раздел 2. Государства после Киевской Руси.
Глава 8. Московское княжество.

9. Великое княжество Литовское.

10. Польша.

11. Речь Посполитая.

12. Болгария.

13. Чехии и Словакия.

14.  Новгородская Русь

Часть 2. Размышления о истории и ответы на вопросы.

Вступление  во вторую часть.

Раздел 3. Ответы на вопросы и размышления об истории.
Глава 15 Скифия – Русь.

Глава 16 Становление власти Киевская Русь.

Глава 17.  Правление Киевской Руси.

Глава 18. Структура Государства.

Глава 19. Крещение Руси и последствия.

Глава 20. Последствия крещения Руси.

Глава 21. Распад Киевской Руси.

Глава 22. Новообразование после развала Киевской Руси.

Раздел 4. Государства, что влияли на историю земель Руси после распада Киевской Руси и до, история Русинских государств. Вступление в четвёртый раздел.

Глава 23. Компоненты Руси и причины их отделения от Руси.

Глава 24.  Великое княжество Литовское и его вклад в сохранение традиций Русинства.

Глава 25. Речь Посполитая польза или вред.

Глава 26 Болгария как пример.

Часть 3. Мир русинов.

Вступление в третью часть. «Истина о правде»

Раздел 5. Общая информация о русинах.

27 глава. Определение понятия русин, и территории проживания.

28 глава. Они были до… - Скифы

29 глава. Они были до… Савроматы.

30 глава. Они были до… - Сарматы

31 глава. Они были до… - Амазонки

32 глава. Великое переселение народов, истина или миф…

33 Глава. Аттила.

Глава 34 Быт Гуннов.

Раздел 6 Потерянная нация.

Вступление.

35 глава «Нация без корней»

36 глава «Конституция страны»

37 глава «Что есть имя державы?».

Раздел 7 Кто мы?
Вступление Культ реки.

Глава 38. Русь.

Глава 39. Устройство Древне Русского государства.

Глава 40. Древне Русское военное дело.

41. Казачество как часть военной традиции Русинов.

Желание поделится с вами знаниями, написанными в Библии и недосказанные современными Полит-Историками, требует времени и средств, но затраты времени уменьшают наличие средств, и Я прошу помощи, посильной помощи:

webmoney.ru: R520440201327 / U188450089666 / Z201070188422 / E198611913179

Гривенный счёт MasterCard: 5167 4910 0682 8569

money.yandex.ru: 410012081866536